?

Log in

No account? Create an account

НЕВНЯТНЫЙ · ХРЕНЬ


С новой силой - в связи с безвременной кончиной михалкова от…

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

С новой силой - в связи с безвременной кончиной михалкова от карикатуры - вспыхнул (и завтра погаснет) спор, можно ли и нужно ли уважать человека лишь за одно то, что он долго тут. А потом за то, что помер. Лично я, который уже сам сравнительно долго, скромно считает, что за одно это не стоит. А коли тостуемый к тому же ещё и гадил во все стороны пулемётом лет девяносто подряд, тогда даже его седины (или плешь - третьего не дано).. ну, и так далее.

Главный раввин России Берл Лазар считает, что знаменитый карикатурист Борис Ефимов, скончавшийся на днях на 109-м году жизни, воплощал в себе лучшие качества российского еврея. "Борис Ефимович всегда оставался евреем, воплощал в себе все то лучшее, что характеризует российское еврейство, - острый критический ум и теплоту души, способность выразить взгляды всех людей, независимо от происхождения, и одновременно приверженность исторической памяти своего народа", - говорится в соболезновании Б.Лазара родным Б.Ефимова.

Вот так, блин.
Живенько представил себе образ этого циничного обормота А-В-Глазах-Осень, который у них там в раввинате этом имени ЦК КПСС сидит и некрологи пописывает.. и аж заколдобился.
* * *
* * *
[User Picture]
On October 4th, 2008 02:30 pm (UTC), vladimirpotapov commented:
Спору нет.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:01 pm (UTC), made_of_honor replied:
В данном случае, похоже, действительно нет.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:03 pm (UTC), vladimirpotapov replied:
Я к нему ходил разговаривать году в 96-м, кажется. Остался в недоумении.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:25 pm (UTC), made_of_honor replied:
Циник пар экселянс, я полагаю. Тем и дожил до рекорда. Одной рукой лизал, другой презирал. Хотя, конечно, смешно, что вон на баннере написано: Гений и злодейство. Ну какой нахрен гений - жалкий... даже не знаю, нету в русском языке такого слова... царапало, что ли. Вон даже Кукрымухры поганые, так и то, вроде, пейзажики какие-то ляпали, а этот, как курица лапой, да и то, вроде, Усатый Всем Друг его мазню правил..
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:34 pm (UTC), vladimirpotapov replied:
Да просто нечего обсуждать. Он же еще брат Михаила Кольцова, помнится. Не таков ли был и брат? Думаю, таков.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:40 pm (UTC), made_of_honor replied:
Ещё как брат. В том-то и беда его на 72 года. Усатый Кольцова не любил, даже намекал насчёт пистолета, не пора ли, мол? А на этого распределитель вериг и эпитимий навесил на семьдесят лет подозрение, хотя и без него доносов на брателлу были горы, по Испании, в частности. Кольцов был человеком своего времени, а этот - человечек на все времена.
* * *
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:14 pm (UTC), olelookoyeah commented:
В ветхозаветные времена долголетие значилось как благословение Божие. Как сейчас - не знаю.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:17 pm (UTC), made_of_honor replied:
Или его же забывчивость.
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:23 pm (UTC), loveyoupeople replied:
))
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:29 pm (UTC), olelookoyeah replied:
Мне вспомнился любимый фильм "Добро пожаловать, или..."
Юный карикатурист: Тов. Дынин мне сказал - нарисуй Костю Иночкина в жалком виде...
Иночкин: Ну а ты?
Карикатурист: А что мне было делать?
(диалог приблизительно)
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:42 pm (UTC), made_of_honor replied:
Приблизительно, может быть, но абсолютно точно.
[User Picture]
On October 5th, 2008 02:06 am (UTC), olelookoyeah replied:
А что это прекрасный образчик успешного еврея, Берлазар мог бы и не пояснять.
* * *
[User Picture]
On October 4th, 2008 03:39 pm (UTC), sachok_2 commented:
Да.
* * *
[User Picture]
On October 4th, 2008 05:35 pm (UTC), seminarist commented:
Карикатурист он был талантливый. Как, кстати, и Кукрыниксы. Дарование карикатуриста определяется все-таки карикатурами, а не пейзажиками, рисованными на стороне. У нас в двадцатые годы, на обломках петербургской карикатуры сатириконовского толка, возникла сильнейшая советская школа. Ефимов был её последним представителем, может быть, не крупнейшим, но крупным. Технически они не уступали великим американцам и англичанам.

Трагедия русской карикатуры в том, что её запрягли в политику. В США, в Англии editorial cartoon - это однодневка, как заметка в газете, нарисовали, напечатали и забыли. Главное, за что помнят карикатуриста (если помнят) - gag cartoon, юмористика. А у нас мастера экстра-класса десятилетиями сидели и рисовали буржуя с бомбой, безработного с плакатом и Гитлера с хвостом. То есть политика - вообще скучноватая тема для карикатуры, так у нас она еще и разнообразия не позволяла особенного. Гэг-картун в СССР делали последние бездарности (вспомним рисованную юмористику - а не сатиру - в Крокодиле. Очень нудно было). Этим обусловлен феноменальный успех Бидструпа в Союзе: на Западе он один из многих, в Англии его бы и не заметили, а в России его до сих пор помнят, как гения. Потому что он рисовал именно юмористику и делал это на твердую четверку.

Покойный делал то же, что делали прочие карикатуристы первой величины. Ничего другого в рамках профессии им бы делать не дали. Кто-то из них был приставлен бороться с врагами унутренними, кто-то с врагами унешними. Я не думаю, чтобы его профессиональная деятельность кому-то серьёзно повредила: иностранцы, которых он рисовал, чаще всего и не подозревали об этих карикатурах, а в СССР рисунок в Крокодиле был завершающим этапом кампании: когда он появлялся, жертва уже была осуждена со всех трибун. Карикатура исполняла не боевую, а декоративную функцию, как духовой оркестр. Его карикатуры в Крокодиле времен войны были очень хороши и, полагаю, принесли столько пользы, сколько может принести такого рода искусство.

Деятельность покойного, утрируя, можно сравнить с деятельностью маляра, который белил гипсовый памятник каждого очередного вождя. Попробовал бы он не побелить. Судьба его достойна жалости. С другой стороны, мне не приходилось слышать, чтобы он в непрофессиональной сфере отличился какой-нибудь гадостью: писал, допустим, доносы, добивал жертв с трибуны, прославлися интригами.
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:07 pm (UTC), made_of_honor replied:
Всё это абсолютно так, от первого абзаца и до последнего. Да и про военный период я не говорю - это особый период, тем более - правда это или не совсем - Гитлер заочно приговорил его к смерти.
Что касается действительно блистательной совшколы, то я, конечно, отнюдь не специалист и даже не в какой-то слабенькой мере знаток, но как-то мы с его юмористическими работами не пересеклись, и первой почему-то помню карикатуру на Троцкого, его первого рецензента, на несчастного Рамзина и Ко, чего-то ещё.. Керзон, что-ли, в виде собаки.. ласковый Сталин в громадных сапогах..
Судьба его достойна жалости. Конечно. Что же касается таланта, не знаю. Коли есть талант, так он и в Тито с топором талант.
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:21 pm (UTC), seminarist replied:
Трагедия Ефимова именно в том, что не было у него юмористических работ. Как и у Кукрыниксов, Льва Бродаты и т.д. и т.п. Он только это и нарисовал: сапоги, топоры...
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:26 pm (UTC), made_of_honor replied:
Ну да. Конечно.
Хотя по поводу первых я с детства недоумевал, как это три мужика, в одном та.. одну карикатуру.. бред какой-то.
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:28 pm (UTC), seminarist replied:
Талант карикатуриста - в технике, в отделке и деталях. "Юмор" придумывает отдельный человек. Дело карикатуриста - забавно это нарисовать.
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:35 pm (UTC), made_of_honor replied:
Всё же, вероятно, не всегда, Виталий... По-моему, в том же "Крокодиле" в таких случаях указывалось, кто автор темы. В политической карикатуре оно понятно, да и то, я слышал, Сталин очень плотно "курировал" и его, и Кукрыниксов. Какие-то вещи наверняка, конечно, но мне как-то неохота думать, что юмористические шедевры древнего "Нью-Йоркера" или "Плейбоя" придумал кто-то другой, а не сам рисовальщик. Даже если это так в большинстве случаев.
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:51 pm (UTC), seminarist replied:
В Крокодиле это было именно так. "Темщик" - это была отдельная профессия. Были т.н. "темные заседания", где собирались карикатуристы, и темщики по очереди зачитывали сюжеты для карикатур, а карикатуристы говорили: хорошо, вот это я возьму. Та же практика была в "Бегемоте", об этом писали. То же самое вспоминает Зозуля о "Сатириконе": там большинство тем придумывал сам Аверченко. Про "Нью-Йоркер" или "Панч" я такого никогда не слышал, возможно, что это не так. Либо это российская особенность, либо немецкая (Сатирикон, говорят, делался по модели "Симплициссимуса", м.б. и это позаимствовали).
[User Picture]
On October 4th, 2008 06:59 pm (UTC), made_of_honor replied:
Как любопытно, я знал только про специальных заголовщиков (сосед в арбатском доме им был).
[User Picture]
On October 4th, 2008 07:11 pm (UTC), seminarist replied:
Да, сатира и юмор - это была целая индустрия, с разделением труда и узкой специализацией. Взять хоть профессию точечников, чьим занятием было ставить точку в конце фельетона. Или курсивщика, выделявшего важные слова курсивом. Для курсивщика было особенное требование: его инициалы должны были обязательно совпадать с инициалами фельетониста, чтобы он мог в скобках писать "курсив мой - N.N." Рамочники обводили карикатуру прямоугольной рамкой. В дни национального траура они же должны были рисовать черные рамки вокруг фотографий покойного (за это платили двойной тариф). Валютник (не путать с валютчиками) искусно рисовал знаки доллара, фунта и иены (на цилиндрах буржуазии или на мешках с миллионами). В период фашизма валютники рисовали и свастики...
[User Picture]
On October 4th, 2008 07:20 pm (UTC), made_of_honor replied:
Точка в конце фельетона подчас ставилась жирная, свинцовая.
Ещё букву "А" на бомбах - это лингвистам и физикам на "шарашках" тайно заказывали.
А свастики рисовали, скорее, проверенные индологи.
[User Picture]
On October 4th, 2008 07:35 pm (UTC), made_of_honor replied:
Да, а Бидструп был настольной книгой (книгами - их было несколько). А Жан Эффель - самая, по тем временам, крутая эротика. Сосед-замминистра, получив сей дефицит через совминовскую "книжную экспедицию", от сына прятал.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry